Такие заводы, как наш, в России наперечет!

Екатеринбургский завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» отмечает 20-летие. Собственные уникальные разработки, знаковые объекты поставок — атомная станция в Бангладеш, нефтяная платформа «Приразломная», Крымский мост, Олимпийские объекты Сочи и ЧМ-2018. О том, как создать завод «с нуля» и получить признание не только в России, но и за рубежом, DK.RU рассказал гендиректор «Спецавтотехники» Александр Николашкин.

Для бизнеса в России 20 лет — солидный возраст. С чего вы начинали?

— Когда мы с партнерами задумались о производстве пожарных машин, за спиной был только опыт работы на Уралмашзаводе и желание делать технику. Тем не менее в 1998 г. мы выпустили первую автоцистерну. На ее проверку приехало с десяток представителей пожарных подразделений из различных регионов России, включая главвоенспеца (председателя комиссии) из Москвы. После недели испытаний комиссия выдала положительное заключение, разрешила использовать наш пожарный автомобиль в государственной противопожарной службе, а мы получили федеральную лицензию на производство пожарной техники.

До 2008 г. мы арендовали площади на Полевском машиностроительном заводе. Затем выкупили 1 га территории и два цеха, провели модернизацию. В 2014 г. запустили новый цех и собственную электрическую подстанцию. За последнее время мы оснастили завод новым оборудованием, в том числе установкой плазменной резки с числовым программным управлением — что расширило возможности по проектированию и изготовлению деталей со сложными контурами. Сегодня завод «Спецавтотехника» — современное предприятие полного цикла — от проектирования до изготовления, гарантийного обслуживания и постгарантийного сервиса. Мы предлагаем 95 моделей пожарных и аварийно-спасательных машин, в том числе обладающих уникальными характеристиками.

В какие страны и регионы ваш завод поставляет технику?

— По всей России: наша техника работает от Калининграда до Анадыря. Для обеспечения безопасности на ЧМ-2018 мы поставили 43 машины — во все города чемпионата. Нашу продукцию покупают государственные структуры и промышленные предприятия Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Монголии. Благодаря партнерству с компанией Petrofac мы отправили машины в Туркменистан. Ну а самое экзотическое место в географии поставок — атомная станция в Бангладеш. К слову сказать, автомобили пришлось выполнить с правым рулем.

Последние годы для отечественного бизнеса — достаточно тяжелые. Как завод «Спецавтотехника» прошел через экономический кризис?

— Для нас был очень сложным 2016 г., поскольку объем федеральных и региональных закупок резко сократился. В результате мы «провалились» почти на 50%, но сохранили и площадку, и коллектив. С 2017 г. началось некоторое оживление и мы во многом восстановили свои позиции. Сейчас завод стабильно работает, есть без преувеличения знаковые поставки: в июне мы отгрузили два мощных пожарных автомобиля на охрану Крымского моста.

Ваши основные заказчики — бюджетные организации. За последние годы система госзакупок в России претерпела существенные изменения. На ваш взгляд, в лучшую сторону?

— Мы работаем с бюджетами всех уровней — от федерального до муниципальных, участвуем в гособоронзаказе. 94-ФЗ был далек от совершенства, но работать в рамках 44-ФЗ стало еще сложнее. Если раньше, приезжая на аукционы, мы видели, что в тендерах участвуют реальные производители техники, то сегодня торги проходят в формате электронной площадки. Порой участники электронных торгов предлагают запредельно низкие цены (бывали случаи снижения до 50% от начальной цены контракта), работая 20 лет на рынке, мы не понимаем, что и как можно изготовить с таким бюджетом. Большая проблема 44-ФЗ состоит в том, что на этапе подачи заявки участник практически не предоставляет никаких документов на продукцию. В России порядка 10 заводов, которые производят достойную, не уступающую иностранным аналогам технику (которая стоит при этом в разы дешевле), мы знаем их в лицо и называем коллегами. Но на торгах возникают непонятные организации. Сможет ли такая компания поставить технику и что в итоге получит заказчик — не понятно.

Кроме того, над заказчиком, по сути, занесен дамоклов меч: если он решит конкретизировать ТЗ, чтобы получить оборудование с определенными параметрами (например, с шасси КАМАЗ или с алюминиевыми отсеками, которые в течение 20 лет не сгниют), его могут обвинить в участии в коррупционной схеме. Поэтому при составлении техзаданий большинство закупщиков просто переписывают общие ГОСТы. Сегодня в нашей отрасли правит бал страх.

Справедливости ради замечу: рынок пожарной техники убивают и сами производители: цены роняют не только «гаражные» конторы, но и крупные заводы, несмотря на то, что снижение до производственной себестоимости — путь в никуда. Наш бизнес вообще не является высоко маржинальным.

Может ли ваша продукция быть интересна коммерческим структурам?

— Безусловно, при организации частной пожарной охраны в коттеджных поселках, жилых комплексах, торговых и деловых центрах, на предприятиях. С 2014 г. мы плотно работаем с рынком b2b. Пять лет назад мы запустили производство мобильных пожарных установок «Натиск» (наш собственный бренд) — высокоэффективная инновационная альтернатива стандартным огнетушителям. Изделия прошли все необходимые сертификационные испытания. Их отличительная особенность — использование компрессионной пены (похожей на пену для бритья). При применении воды эффективность тушения пожара составляет порядка 20% (большая часть, как правило, уходит в пролив соседей), в случае с компрессионной пеной — до 80%. Она обладает очень плотной структурой и, прилипая к поверхности, образует своего рода одеяло, препятствующее проникновению кислорода и распространению огня. В отличие от огнетушителя мобильная установка подает пену на расстояние до 20 м, таким образом, человек защищен от теплового воздействия и воздействия продуктов горения на органы дыхания. Мы предлагаем установки объемом 12, 35, 100 и 300 литров. Замечу, что из 12 литров раствора на выходе получается 120 литров высокоэффективной компрессионной пены.

В прошлом году мы поставили 48 установок «Натиск» промышленным компаниям, в медицинские учреждения, дома престарелых, две установки отправили на нефтяную платформу «Приразломная», еще две приобрела компания, управляющая объектами на Рублевке. К сожалению, коммерческие структуры Екатеринбурга за ними «в очередь не выстраиваются». Мы неоднократно проводили совещания, показательные тушения пожаров огнем и пеной для представителей служб безопасности крупнейших торговых центров и ритейлеров. Мгновенное тушение, минимум дыма и максимальный эффект — преимущества наших систем очевидны, тем не менее ни одна установка не была приобретена. Наша продукция не приносит добавленной стоимости, это инвестиция в безопасность, на которой, к сожалению, пока экономят.

В 2017 г. произошло несколько «громких» пожаров в торговых центрах страны, в 2018 г. — трагедия в ТЦ «Зимняя вишня». И тем не менее…

— Увы, зачастую жизнь ничему не учит. Приведу пример: некоторое время назад мы провели показательное тушение огня для компании — производителя потолков, недавно пережившей пожар. Температура поверхности при горении составляла более 1000° и вода просто отскакивала, пена же мгновенно легла и пожар прекратился. Каков результат? — Посмотрели, удивились, но пока не купили.

Представители коммерческих структур говорят: добейтесь, чтобы ваши установки на законодательном уровне были признаны альтернативой огнетушителям, тогда мы будем оснащать ими объекты. Они не готовы платить за сверхбезопасность, хотя все знают: огромный процент огнетушителей на рынке — фальсификат.

Вы сравнивали эффективность воды и компрессионной пены в борьбе с огнем. В традиционных пожарных машинах пена тоже применяется? Как в целом изменилась техника для тушения пожаров за 10 лет?

— Современные автомобили комфортнее, эргономичнее тех, что выпускались не только десять, но даже пять лет назад. Выросло качество насосных агрегатов, появились установки подачи компрессионной пены — мы снабжаем ими все автоцистерны (собственная разработка). Фактически АЦСПК (автоцистерна с подачей компрессионной пены) способна заменить на пожаре несколько машин с водой и непрерывно работать в течение нескольких часов.

Наша последняя инновация — устанавливаемые в автомобили GSM-модули. Если машина находится в зоне действия GSM-сети в любой точке мира, при запуске двигателя мы на дистанции можем провести диагностику, настроить и отрегулировать систему. Этот сервис предоставляется клиентам бесплатно.

В прошлом году мы выиграли тендер компании «Газпром», разработали и уже изготовили абсолютно новый тип продукции — автоматизированный блок пожаротушения для комплекса по производству сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая». Такое оборудование позволит бороться с огнем, распространяющимся по площади, без присутствия человека. Этот проект мы реализовали в сотрудничестве с «Линде Групп», выступившей в роли инвестора и контролировавшей соответствие нашей работы немецким стандартам качества.

Каковы ваши планы на пороге 20-летия завода?

— Итоги 2016 и 2017 гг. стимулировали нас провести глубокий анализ деятельности предприятия, бизнес-процессов, финансовых потоков, для этого мы привлекли консалтинговую компанию и вложили много собственного труда. Сейчас активно разрабатываем новую стратегию развития завода. Надеюсь, эти шаги и — наконец-то — особое внимание руководства страны к приведению пожарно-спасательной отрасли в надлежащее состояние позволят нам сделать качественный рывок.

Положительным эффектом кризиса стало освобождение предприятия от «токсичных» сотрудников, сегодня здесь работают люди в него верящие. В штате компании 98 человек, включая конструкторский департамент — это мозг нашего завода. Мы его развиваем, бережем и не афишируем. Сегодня мы реализуем сразу несколько интересных, по-настоящему инновационных НИОКР.

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив завода «Спецавтотехника» с юбилеем, пожелать здоровья, успехов и главное — смотреть в будущее с уверенностью и гордиться той продукцией, которую выпускаем. Ведь основания для гордости у нас есть.