Новая техника для пожарных

Удивить профессионалов МЧС техническими новинками пожарной техники  в области пожаротушения и спасения людей сегодня вряд ли возможно. Рынок предлагает так много различных моделей и модификаций, что на первый взгляд кажется – можно удовлетворить любой запрос. Но это только на первый взгляд.

В конце 2004г. перед пожарными г. Асбеста Свердловской области встала задача выбора пожарной техники .

Анализ предлагаемых российскими производителями продуктов (иностранные отпали сразу в силу дороговизны) показал, что найти машину, отвечающую всем этим пожеланиям сразу – нельзя. Проверенные временем ЗИЛы и Уралы велики по своим габаритам, а маневренные и быстрые «Газели» имеют малую грузоподъемность и  не позволяют разместить в машине большой запас огнетушащих веществ и требуемое оборудование.

За решением этого вопроса пожарные обратились к специалистам завода противопожарного оборудования «Спецавтотехника» — предприятию, имеющему большой опыт в производстве различных видов пожарной техники : пожарных автоцистерн, автомобилей первой помощи  и аварийно-спасательных автомобилей. Заводу, основной отличительной чертой  которого, является индивидуальный комплексный подход к заказчику в сочетании с возможностью решать сложные и нестандартные задачи.

Конструкторский отдел под руководством главного конструктора завода  С.А. Якушева разработал автомобиль, соответствующий всем пожеланиям пожарных.

За базу приняли шасси ЗИЛ-5301, имеющее большую по сравнению с автомобилем «Газель» грузоподъемность  и существенно меньшие габариты по сравнению с АЦ на базе ЗИЛ и Урал.

Применение  этого шасси позволило отказаться от автономной помпы, с заменой ее на насос высокого давления НЦПВ 4/400 с приводом от двигателя шасси (отбор мощности осуществляется от первичного вала коробки передач). Как следствие работоспособность узла повысилась на порядок. Насос разместили в кабине боевого расчета, тем самым решив проблему переохлаждения в холодное время года и замерзания воды в трубопроводах.

Кузов машины выполнили в виде единого блока, представляющего собой каркас из труб прямоугольного сечения, обшитый стальным и алюминиевым листом. Конструкция такого типа пожарной техники при невысокой стоимости имеют высокую технологичность и ремонтопригодность.

Отсеки кузова выполнили отапливаемыми выхлопными газами двигателя. Интересным конструкторским решением явилось и то, что цистерна и бак для пенообразователя помещены внутрь кузова, но в то же время конструкция предусматривает их демонтаж без демонтажа кузова, а также демонтаж кузова без демонтажа цистерны. Такая многофункциональность присуща всей пожарной технике, изготавливаемой на заводе «Спецавтотехника».

Значительный набор пожарно-технического, аварийно-спасательного и медицинского оборудования скомпоновали и разместили в отсеках компактно и удобно для работы. В задней секции кузова на выдвигающихся салазках закрепили  гидравлическую станцию и электрогенератор, которые используются непосредственно с автомобиля или могут быть быстро демонтированы и перенесены для работы в другое, более удобное  место.

Воплощение в жизнь конструкторских эскизов произошло в июне 2005г., когда из ворот завода вышел новый автомобиль первой помощи среднего класса АПП – 0,8-4/400 (5301) модель 012 ПВ.

Получить экспертную оценку новой машины и в целом пожарной техники, выпускаемой заводом, модельный ряд которого в настоящий момент насчитывает 14 различных спецавтомобилей, представилась возможность   на международной выставке вооружения и средств спасения  «Оборона и защита 2005», прошедшей в начале июля на Уральской земле.

Экспозиция завода, одним из экспонатов которой стал новый автомобиль, пользовалась большим успехом. Представители МЧС и специалисты промышленных предприятий знакомились с машинами, которые  выпускает завод, задавали интересные вопросы и оставляли заявки на приобретение новой техники.

Заинтересовался продукцией единственного завода по производству пожарной техники на территории Свердловской области губернатор области Э.Э. Россель, отметив в беседе с директором завода «Спецавтотехника» А.В. Николашкиным всю важность создания техники для спасения людей. Экспозицию предприятия посетили министр экономики и труда Свердловской области Г. А. Ковалева, Начальник ПУрРЦ генерал-лейтенант П.А. Третьяков, проявившие неподдельный интерес к деятельности завода. Качество пожарной техники и интересные технические решения, воплощаемые  в жизнь специалистами предприятия, отметил на пресс-конференции с журналистами начальник ГУ ГУ ГО и ЧС Свердловской области генерал-майор   В.Ф. Лахтюк.

Результатами пятидневной работы на выставке специалистов предприятия стали обмен опытом, деловые контакты, новые заказы и самое главное – ценные пожелания специалистов по улучшению  конструктивных особенностей техники. Все они  обязательно будут учтены при дальнейшем выпуске машин, облегчая  работу по спасению жизни.

Сегодня в боевом расчете пожарных г. Асбеста стоит новый автомобиль производства завода противопожарного оборудования «Спецавтотехника» и специалисты завода уверены – пожарные оценят его возможность  оперативно предотвращать развитие пожара  до прибытия тяжелой огнетушащей техники, проводить первоочередные аварийно-спасательные работы и оказывать первую доврачебную помощь.

Хочется отметить, что коллектив завода «Спецавтотехника» — это команда высококвалифицированных специалистов, которая способна быстро и качественно решить самую сложную задачу.

 

 

Татьяна Копосова