Удивить профессионалов МЧС техническими новинками пожарной техники в области пожаротушения и спасения людей сегодня вряд ли возможно. Рынок предлагает так много различных моделей и модификаций, что на первый взгляд кажется – можно удовлетворить любой запрос. Но это только на первый взгляд.
В конце 2004г. перед пожарными г. Асбеста Свердловской области встала задача выбора пожарной техники .
Анализ предлагаемых российскими производителями продуктов (иностранные отпали сразу в силу дороговизны) показал, что найти машину, отвечающую всем этим пожеланиям сразу – нельзя. Проверенные временем ЗИЛы и Уралы велики по своим габаритам, а маневренные и быстрые «Газели» имеют малую грузоподъемность и не позволяют разместить в машине большой запас огнетушащих веществ и требуемое оборудование.
За решением этого вопроса пожарные обратились к специалистам завода противопожарного оборудования «Спецавтотехника» — предприятию, имеющему большой опыт в производстве различных видов пожарной техники : пожарных автоцистерн, автомобилей первой помощи и аварийно-спасательных автомобилей. Заводу, основной отличительной чертой которого, является индивидуальный комплексный подход к заказчику в сочетании с возможностью решать сложные и нестандартные задачи.
Конструкторский отдел под руководством главного конструктора завода С.А. Якушева разработал автомобиль, соответствующий всем пожеланиям пожарных.
За базу приняли шасси ЗИЛ-5301, имеющее большую по сравнению с автомобилем «Газель» грузоподъемность и существенно меньшие габариты по сравнению с АЦ на базе ЗИЛ и Урал.
Применение этого шасси позволило отказаться от автономной помпы, с заменой ее на насос высокого давления НЦПВ 4/400 с приводом от двигателя шасси (отбор мощности осуществляется от первичного вала коробки передач). Как следствие работоспособность узла повысилась на порядок. Насос разместили в кабине боевого расчета, тем самым решив проблему переохлаждения в холодное время года и замерзания воды в трубопроводах.
Кузов машины выполнили в виде единого блока, представляющего собой каркас из труб прямоугольного сечения, обшитый стальным и алюминиевым листом. Конструкция такого типа пожарной техники при невысокой стоимости имеют высокую технологичность и ремонтопригодность.
Отсеки кузова выполнили отапливаемыми выхлопными газами двигателя. Интересным конструкторским решением явилось и то, что цистерна и бак для пенообразователя помещены внутрь кузова, но в то же время конструкция предусматривает их демонтаж без демонтажа кузова, а также демонтаж кузова без демонтажа цистерны. Такая многофункциональность присуща всей пожарной технике, изготавливаемой на заводе «Спецавтотехника».
Значительный набор пожарно-технического, аварийно-спасательного и медицинского оборудования скомпоновали и разместили в отсеках компактно и удобно для работы. В задней секции кузова на выдвигающихся салазках закрепили гидравлическую станцию и электрогенератор, которые используются непосредственно с автомобиля или могут быть быстро демонтированы и перенесены для работы в другое, более удобное место.
Воплощение в жизнь конструкторских эскизов произошло в июне 2005г., когда из ворот завода вышел новый автомобиль первой помощи среднего класса АПП – 0,8-4/400 (5301) модель 012 ПВ.
Получить экспертную оценку новой машины и в целом пожарной техники, выпускаемой заводом, модельный ряд которого в настоящий момент насчитывает 14 различных спецавтомобилей, представилась возможность на международной выставке вооружения и средств спасения «Оборона и защита 2005», прошедшей в начале июля на Уральской земле.
Экспозиция завода, одним из экспонатов которой стал новый автомобиль, пользовалась большим успехом. Представители МЧС и специалисты промышленных предприятий знакомились с машинами, которые выпускает завод, задавали интересные вопросы и оставляли заявки на приобретение новой техники.