Сегодня мы решили рассмотреть новую для России технологию тушения компрессионной пеной со звучным названием «NATISK». Разработка и внедрение осуществляется екатеринбургским заводом пожарных автомобилей «Спецавтотехника». Для того чтобы выяснить все нюансы, мы пригласили руководителя департамента продаж Бердюгина Бориса Борисовича.
Добрый день, Борис Борисович. Расскажите о «NATISK». В чем суть?
Добрый день! «NATISK» — это название технологии, а компрессионная пена – это продукт данной технологии, огнетушащее вещество с новыми, недоступными ранее свойствами и возможностями для пожарных России.
«Compressio» в переводе с латинского означает — сжатие. Для получения компрессионной пены используется сжатый воздух, которым насыщается смесь воды и пенообразователя.
Все ингредиенты дозируются в строго определенных пропорциях, определяющих уникальную структуру, и, соответственно, свойства получаемого огнетушащего вещества.
Это – разработка 2011 года. «Спецавтотехника» выпускает целый ряд установок различной мощности: «NATISK-200», «NATISK-300», «NATISK-500» и так далее.
Установки могут монтироваться на любое автошасси, либо использоваться вне его.
И? А какая разница по сравнению со стандартной технологией тушения пеной?
Разница есть, и она носит принципиальный характер! В первую очередь – по области применения.
Традиционно, подразделение пожарной охраны в качестве основного огнетушащего вещества применяет воду. Это дешевый и хорошо изученный ресурс, в большинстве случаев находящийся «под рукой». Пена же применяется гораздо реже, например для тушения разливов нефтепродуктов.
С компрессионной пеной – обратная ситуация. Подразделение, эксплуатирующее «NATISK» успешно применяет компрессионную пену – как основное огнетушащее вещество на пожарах как класса А, так и класса В. То есть — и при квартирном пожаре, и при тушении автомобиля. Успешно – потому что тушение производится быстро и экономно. Но об этом позже. Пока подробнее остановимся на разнице.
Способы получения традиционной воздушно-механической пены и компрессионной – абсолютно различны. В «NATISK» нет привычного генератора пены типа ГПС-600. Разница в технологии получения обуславливает и разницу в физических свойствах тушащего вещества.
Сравнение с ГПС-600 — наиболее типично со стороны пожарных при поверхностном ознакомлении с «NATISK». Бывает, звучат мнения: «ничего нового», «мы это знаем». Сомнения рассеиваются при первом же показе. Подача компрессионной пены выглядит по-другому даже внешне.
То есть вы создали устройство, аналогичное известному ГПС-600, но с улучшенными техническими характеристиками?
Нет. Цель создать альтернативу пеногенераторным устройствам — нами не преследовалась. Пеногенераторы незаменимы там, где подача струи непосредственно в очаг пожара невозможна. Или там, где необходимо объемное тушение пеной: горящие резервуары, подвалы, кабельные тоннели и так далее. Это достаточно узкая и специфичная задача.
Мы же работаем в совершенно другом направлении.
«NATISK» создан для самого широкого применения. Это – в-первую очередь квартиры, коттеджные поселки, промышленные объекты, автотранспорт, сады, деревни, леса и так далее. Мы работаем через самые обычные ручные стволы и обычные рукава, имеющиеся в любой пожарной части.
«NATISK» — это установка постоянного применения. Подчеркиваю — постоянного!
Нам — гораздо интереснее сравнение с тушением обычной водой. Именно здесь наиболее ярко проявляются преимущества новой технологии.
Компрессионная пена представляет собой плотную мелкоячеистую структуру, с толщиной покрытия – 1-2 сантиметра, не больше. Пена невероятна стойка и обладает высокими адгезионными свойствами, т.е. липкостью.
Именно эта способность компрессионной пены к прилипанию и составляет основное отличие от воды. Вода – это замечательное тушащее вещество, но эффективность использования ее – равна примерно 10 %. Это – ключевая цифра! Всего лишь 10 % воды используются для охлаждения и изоляции от кислорода! Остальные 90 %, благодаря силам поверхностного натяжения, собираются в капли и стекают без выполнения полезной работы, смачивая при этом квартиры невезучих соседей из низлежащих этажей. А если затронуть актуальную тему лесных пожаров — там эффективность использования воды составляет меньше 5 %.
Вы говорите, что эффективность использования воды в разных условиях, всего 5-10%. А у «NATISK» сколько?
Около 80% процентов! Это очень серьезный прирост! И природа его проста. Компрессионная пена, благодаря своей липкости – не стекает. Она прилипает даже к вертикальным поверхностям. Вы можете себе представить воду, которая обволакивает горящий дом? Было бы очень здорово! А компрессионная пена позволяет сделать это. Кстати, она и остается собственно водой, но только в другом ее состоянии. В состоянии пены.
Боевой же арсенал ствольщика обогащается недоступными ранее возможностями. Компрессионная пена имеет низкую теплопроводность. Если нанести ее на потолок и стены горящего помещения – соседние и вышележащие этажи будут изолированы от проникновения высоких температур. Этим же способом защищаются межэтажные перекрытия от обрушений, которые могут возникать вследствие выделения большого тепла при тушении.
Если горит домик в садовом участке – в короткий промежуток времени наносится оперативное защитное покрытие на рядом стоящие постройки, и затем – подавление очага пожара. Будут сохранены и баня, и все садовое товарищество. Кстати, пенное покрытие держится на деревянной стене 2-3 часа. На металлической – поменьше, где-то 1-1,5 часа.
Ну и самое главное. Каждый пузырь компрессионной пены имеет высокую связь с соседними пузырьками. В результате получается тонкое, около 1-2 сантиметров, но плотное одеяло, которое моментально изолирует горящую поверхность от кислорода и прекращает горение. На практике это выглядит очень необычно. Ствольщик буквально срезает огонь.
То есть основной эффект – это изоляция от кислорода?
Не совсем так. Давайте не будем забывать, что пена – эта та же вода, только в другой, в оптимизированной для тушения форме. И присущая воде способность к охлаждению – также сохранена в компрессионной пене. Мало того, пена «NATISK» не скатывается с обработанных поверхностей, а задерживается на них, тем самым повышая эффективность охлаждения и экономя драгоценный водозапас. Та же часть пены, которая разрушилась при непосредственном контакте с огнем — переходит в воду и благодаря наличию в составе смачивающих добавок — проникает в поры и трещины горящей поверхности, тем самым смачивая ее, предотвращая тление и повторное возгорание.
Таким образом, мы одновременно воздействуем на 3 составляющих так называемого «треугольника огня»: источник тепла, горючее вещество и кислород. Успех – именно в этом!
Ну хорошо, это все слова. А на практике что получается? Были ли испытания?
Да, конечно. Технология прошла испытания по тушению пожаров класса А и В. Есть большое желание подготовиться и провести испытания по тушению пожаров класса Е, т.е. по электроустановкам под напряжением.
Интересно наблюдать за освоением приемов тушения «NATISK» пожарными. Приемы несложны и немного отличаются от привычных способов работы с водой. Но даже используя обычные алгоритмы работы, обучаемые показывают 3-кратное уменьшение расхода и времени на тушение. После понимания сути технологии и освоения новых приемов – результат на глазах вырастает в несколько раз!
Практические замеры эффективности «NATISK» показывают сокращение времени тушения в 5-7 раз и снижение расхода воды в 5-15 раз! Это очень серьезный уровень эффективности и он необходим как для пожарной охраны, так и для всего нашего общества!
Как может развиваться эта технология?
Эффективность «NATISK» позволяет развивать модельный ряд пожарных автомобилей в нескольких направлениях.
Например, если речь идет о малогабаритном автомобиле, особо ценным параметром которого является маневренность – с помощью «NATISK» можно довести его эффективность до возможностей полноценной автоцистерны.
Или наоборот автомобиль с большой емкостью для воды – может многократно усилить свою боевую мощь, а экономный расход воды позволит работать без дозаправки длительное время.
Рекомендуете ли Вы какое-то определенное шасси для «NATISK» ?
Рекомендовать – нет, скорее – оказываем помощь в выборе, исходя из знания возможностей «NATISK» и оценки специфики решаемых пожарным подразделением задач. «NATISK» – это легко трансформируемая система, с отличными возможностями монтажа на любой автомобиль. Даже на небольшую тележку или прицеп.
Как пример — первый автомобиль с «NATISK» был изготовлен на шасси «Silant». Это новое российское автошасси. Понравились его отличные внедорожные качества и современный внешний вид. Понравились настолько, что был разработан специальный дизайн-проект автомобиля.
А по сравнению со стандартными автоцистернами Вы можете показать разницу?
Конечно. Давайте для примера возьмем автомобиль Газ-33106 «Валдай». С емкостью, допустим, 1200 литров. Этот, в-принципе, малогабаритный автомобиль будет способен подать до 24000 литров высокоэффективного огнетушащего вещества, что аналогично по объему 9-ти ЗИЛ-131 с емкостью 2500 литров, или 6-ти КАМАЗ-43253 с емкостью 4000 литров, или 4-м Урал-5557 с емкостью 6000 литров. Целое депо!
Насколько проста технология? Приехал расчет, нажали пару кнопок и вперед? Или есть какие-то особенности?
Управление установкой «NATISK» можно оценить как более простое даже по сравнению с обычным насосом. Все органы управления выведены на единый пульт, знакомство с которым и обучение приемам работы занимает ориентировочно 2 часа.
Кнопок, конечно, не две. Две кнопки – это уже совсем простейший режим работы. У нас – порядка 6-8 тумблеров и 3-4 шаровых крана, в зависимости от поставленных перед автомобилем задач. А задачи могут быть разными, к примеру – применение 2-х типов пенообразователей: общего назначения и целевого.
При помощи «NATISK» пожарный впервые получает возможность оперативного регулирования огнетушащего вещества как по количеству, так и по качеству. Регулировка объема гасящего агента зависит от отношения объема воды к объему получаемой пены.
Если задается значение 1:5 — мы получаем «влажную», тяжелую пену. Она подается на дальность до 30 м и обладает отличными сбивающими огонь свойствами.
Если задано соотношение 1:20 — это уже «сухая», легкая пена. В ней мало воды, она характеризуется высокой способностью к прилипанию, термо- и кислородоизоляции.
Промежуточные значения – тоже доступны и выбираются в зависимости от обстановки на пожаре. Боевой расчет пожарного автомобиля самостоятельно определяет, какого типа пена должна быть подана и может менять ее характеристики в процессе тушения.
Что Вы еще можете сказать, что может заинтересовать специалистов пожарной охраны?
Интересного много и профессионалы это обязательно оценят. Воды в компрессионной пене «NATISK» — мало. Отсюда – низкий вес и важные для пожарного дополнительные свойства, недоступные ранее. Во-первых, низкая отдача при открытии ручного ствола и подаче тушащего агента. Держать ствол – легко. Во-вторых, заполненный пеной рукав — несравненно легче рукава, заполненного водой. Отсюда – простота маневрирования, меньше усталость. При необходимости – можно подать рукав на большую высоту по внешней стене здания, а не по лестничным маршам. В-третьих – по рукавным линиям или по сухотрубам компрессионную пену можно подать на высоту до 250 метров при нормальном давлении! В-четвертых – значительно уменьшается парообразование, что существенно улучшает видимость при тушении, повышает точность тушения и снижает риск ожоговых травм пожарного.
Борис Борисович, у меня есть припасенный вопрос… в нашем разговоре Вы так и не упомянули об американской системе CAFS, которая обладает подобными свойствами. Что скажете?
Да, есть такая система. Она не только американская. Системы CAFS (Compressed Air Foam System) применяются и в Европе, и на Ближнем Востоке. Однако, есть несколько моментов, которые я бы хотел отметить…
Во-первых. «Спецавтотехника» реализовала в «NATISK» другие, отличные от западных, алгоритмы работы.
Во-вторых. CAFS-установки отличаются от «NATISK» высокой стоимостью изделий. Как правило, она превышает 60 000 евро.
В-третьих. Ремонтопригодность этих установок в настоящее время – не на высоте. Срок поставки деталей — 2-3 месяца, стоимость ремонта – высокая, сервис – не развит.
В-четвертых. Многие западные производители настоятельно рекомендуют к применению дорогостоящие импортные пенообразователи, тем самым ставя потребителя в нежелательную зависимость.
Вы отметили, что у CAFS дорогой пенообразователь и есть ограничения при его выборе. А какой пенообразователь использует «NATISK»?
Обычный отечественный 1-процентный пенообразователь. Заводы, которые его производят — есть по всей России. В-основном применяется синтетический углеводородный пенообразователь. Стоит он 100-120 рублей за литр. Там, где это необходимо – применяется целевой пленкообразующий пенообразователь со фторирующими добавками. Он – дороже и стоит 400-450 рублей за литр. Применяется для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Раз мы заговорили о ценах, а есть ли какие то вычисления по стоимости использования?
Тушение компрессионной пеной — не является высокозатратным, т.к. дозирование пенообразователя осуществляется в очень небольшом объеме: от 0,2 до 1 %.
К примеру, если пожарное подразделение при обычном тушении затратило в 2010 году 150 000 литров воды, то затраты на пенообразователь при полном переходе на «NATISK» в 2011 году составят не более 35000 рублей, что несравнимо со стоимостью пожарного автомобиля.
Водопотери при этом уменьшатся до 30 000 литров в год, при тушении аналогичного к 2010 году объема возгораний.
А 5-7-кратное уменьшение воды минимизирует ущерб зданиям от проливов, который зачастую многократно превышает ущерб, нанесенный самим пожаром.
Ну и последний вопрос. Скажите, Борис Борисович, ну вот есть у Вас новая интересная инновационная технология. А как известно, все пожарные учились работать на стандартной технике. Вы упоминали, что в составе «NATISK» есть пульт управления, тумблеры и т.п. Как наш простой пожарный будет учиться работать с этим оборудованием?
Управление – еще проще, чем обычным насосом. Выбор нужного режима работы осуществляется на удобном, эргономичном пульте. Освоить приемы работы можно даже самостоятельно, но мы рекомендуем пройти бесплатный курс обучения на базе нашего предприятия. Это дает более широкое понимание техники и возможностей, которые она предоставляет. В перспективе будет создана пошаговая инструкцию по работе с системой. Инструкцию можно будет оправлять по интернету и дистанционно проводить необходимые корректировки. На самом деле, достаточно попробовать один раз поработать с этой системой или увидеть, как это делает коллега, чтобы разобраться.
Давайте подведем итог нашей беседы. У каждой инновации – есть своя основная мысль, своя идеология. Вы может сформулировать их применительно к «NATISK»?
С удовольствием! Для пожарных…ТУШУ БЫСТРО! Еще.. МОГУ – МНОГО! ..(улыбаясь – от ред.) ВОДЫ – ХВАТИТ!
Для общества..ИМУЩЕСТВО – СОХРАНЕНО!
Для государства.. ИННОВАЦИИ? ОНИ – РЯДОМ!
Приезжайте к нам на предприятие и попробуйте сами поработать с «NATISK». Думаю, перечень тезисов – существенно обогатится!
Спасибо, Борис Борисович, за подробный и интересный рассказ о Вашей новую технологии. Напомню, что мы общались с Бердюгиным Борисом Борисовичем, руководителем департамента продаж Завода пожарных автомобилей «Спецавтотехника».