Гонки в пустыне

 Завод пожарных автомобилей «СпецАвтоТехника» (Полевской, Свердловская область) объявил о готовности поставить на атомную электростанцию в Бангладеш две пожарные праворульные машины в индивидуальном исполнении на базе шасси КамАЗ.

— АЭС строит Росатом. Была история с поставкой в Бангладеш китайских машин, по качеству их забраковали. После этого обратились к нам, — рассказывает генеральный директор «СпецАвтоТехники» Александр Николашкин. — Задача оказалась достаточно сложной: заказчик выставил много технических условий. Нам удалось их выполнить. Машины приняты и ожидают отгрузки.

По расчетам АЦ «Эксперт», в 2016 году субъекты Урало-Западносибирского региона экспортировали несырьевых товаров на сумму 8,8 млрд долларов — 22,4% от общего объема экспорта по региону. На продукцию машиностроения приходится около 30% всего несырьевого экспорта. Посмотрим на примере нескольких экспортеров, какую технику и в какие страны поставляют уральские машзаводы, с какими сталкиваются проблемами во внешнеэкономической деятельности и пользуются ли широко разрекламированными мерами господдержки.

Пожар и «Натиск»

После выполнения бангладешского заказа полевской завод «СпецАвтоТехника» делает пожарные автомобили для Таджикистана. Всего на предприятии выпускается в среднем сто машин в год, доля экспорта — 10 — 30%. За рубеж техника поставляется преимущественно в азиатские страны — Монголию, ОАЭ, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан.

— В странах Азии российская техника ценится прежде всего за надежность. Этот имидж сложился еще с советских времен. В сравнении с зарубежными аналогами наши автомобили более живучи, ведь это все-таки боевые машины, работающие в условиях чрезвычайных ситуаций, — поясняет Александр Николашкин.

Завод в Полевском создан в 1998 году. Здесь работает около 100 человек. Практически каждый выпускаемый автомобиль — штучное изделие. На предприятии действует конструкторское бюро, где спроектировали уже более 80 моделей спецавтотехники.

— Мы не изготовители настроек, а именно производители спецавтотехники, — подчеркивает генеральный директор. — С каждым из заводов — производителей шасси, и иностранным, и отечественным (КамАЗ, ГАЗ, Mercedes-Benz, Toyota, Iveco и другие) — мы подписываем два протокола. Первый — разделения ответственности: кто за что отвечает в готовом автомобиле. Второй — применения: оговариваем, что можем разрезать. А мы очень часто дорабатываем базовые шасси, то есть режем раму, занимаемся электрооборудованием, трансмиссией.

В конечном итоге автомобиль получается нашего производства, с совершенно новыми характеристиками.

Для боевого пожарного расчета необходимо семь человек. В стандартной кабине, например, на поступающих на завод шасси КамАЗа, умещаются только двое. Поэтому в Полевском разрабатывают и изготавливают дополнительную кабину на пять человек, а также стыковочный узел — связующее звено между первой и второй кабинами (по требованию ГОСТ, у кабин должно быть общее пространство для обеспечения аудиовизуального контакта). При этом одна кабина стационарная, а другая должна откидываться для доступа к двигателю. Но никаких дополнительных усилий по герметизации соединения не требуется: узел обеспечивает герметичную стыковку кабин в автоматическом режиме, как в космосе. Никакие осадки, холод или жара внутрь не проникают.

Собственно пожарное оборудование для установки на спецавтотехнику предприятие покупает. Но в Полевском имеется и собственная разработка системы пожаротушения «Натиск», которую заводчане называют своей главной инновационной продукцией.

— «Натиск» — это новая высокоэффективная система тушения пожаров компрессионной пеной. Применяется примерно такая же субстанция, как пена для бритья, — рассказывает Александр Николашкин. — Коэффициент использования воды — всего 20%: вода скатывается по наклонным поверхностям, а наша компрессионная пена липнет к потолку, стенам. Тушение происходит мгновенно. Из одного литра воды, если добавить немного пенообразователя, получается от 5 до 20 литров огнетушащего вещества. Наша технология предполагает вспенивание. По сути, тушение производится за счет не воды, а воздуха. Например, чтобы потушить трехкомнатную квартиру, нужно всего 50 литров воды. Соседи снизу никогда и не узнают, что был пожар, а ведь вторичный ущерб иногда значительно превышает ущерб от самого пожара. Такой портативной системой пожаротушения мы оснащаем в частности пикапы Toyota Hilux, там устанавливается цистерна всего на 300 литров, но на выходе мы получаем около 3 тысяч огнетушащего вещества — как от средней цистерны на шасси КамАЗа.

Развитию несырьевого экспорта местные власти содействуют весьма оригинальным способом. В прошедшем осенне-зимнем отопительном сезоне Завод пожарных автомобилей был, по словам гендиректора, попросту отрезан от централизованного теплоснабжения:

— У нас два производственных корпуса общей площадью 4 тыс. кв. метров. Используемые технологии требуют поддержания в цехах постоянной температуры плюс 20 градусов. В прошлом году мы делали пожарные машины для чемпионата мира по футболу, и в этот момент нам не включили тепло! Как мы ни старались, подключить его так и не смогли. Вопрос не решен до сих пор. В прошедшую зиму нас спасла собственная подстанция, отопительный сезон удалось прожить за счет электричества. Мы врезали котлы, но это временный выход. Долгов за тепло у нас нет, состоялось два суда, оба мы выиграли: суды обязали администрацию включить тепло. Но пока я не вижу желания муниципальных чиновников серьезно заняться этим вопросом.

Предприятие тем не менее стремится активно использовать все возможности для расширения экспортного направления, предоставляемые различными институтами развития и бизнес-объединениями. Завод аккредитован в Российском экспортном центре, много лет участвует в профильных зарубежных выставках, перевел на английский корпоративный сайт. Но экспортные заказы преимущественно находит самостоятельно (поступают прямые заказы по интернету) либо с помощью торговых представительств России за рубежом. Финансовую помощь предприятию оказывает Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Например, в 2012 году он предоставил субсидию в размере 1 млн 350 тыс. руб­лей на компенсацию банковского кредита, взятого под выполнение крупного экспортного заказа из ОАЭ. В 2013 году завод получил 1 млн рублей в качестве возмещения затрат на строительство производственного цеха. Первый год предприятие работает в рамках контрактного финансирования со Сбербанком. Как правило, покупатели машин, в том числе нефтяные компании, просят отсрочку по оплате 60 дней после поставки. Собственных оборотных средств заводу не хватает. Поэтому здесь используют заемные средства, а Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) выступает сопоручителем: в этом случае Сбербанк предлагает выгодные проценты. Проблема в том, что Фонд предлагает поручительство на трехлетний срок. А у нас таких длинных сделок нет, нам достаточно полгода-год, — говорят на заводе пожарных автомобилей. — Получается, мы оставшиеся 2,5 года оплачиваем неработающие услуги Фонда. И пока этот вопрос решить не удалось…

Лидеры — Свердловская и Челябинская области
Курганская область увеличила поставки почти в два раза. Оренбургская область — сократила более чем в восемь раз